Илья ИОФФ на CLASSICALMUSIC.RU О СЕЗОНЕ 2018-19

«Должно быть каждую минуту интересно жить»

Камерный оркестр Дивертисмент и его художественный руководитель Илья ИОФФ приготовили немало интересного на следующий концертный сезон

Илья, прошел вроде как «юбилейный» сезон — 20-й сезон Дивертисмента с тобой в качестве художественного руководителя. Чем он был тебе интересен?

Как и любой наш сезон, он мне был интересен с самого начала и до самого конца, хотя бы потому, что я сам его и планирую. По крайней мере, процентов на 90. Творческий событий масса: представили в Петербурге не звучавшую здесь раньше партитуру Филипа Гласса, познакомились сами и познакомили Питер с изумительной музыкой Павла Карманова и Сергея Ахунова, музыку последнего записали на CD, стали персонажами мультфильма Ивана Максимова, на «Мелодии» вышел наш альбом с моими оркестровками музыки Мусоргского, — «Картинки с выставки», «Детская» и «Ночь на Лысой горе»… В общем, скучно не было.

Ну а где же праздничный юбилейный концерт? Или на афишах как-то указали, что круглая дата?

Нет, а зачем? Юбилейные тосты умолкают, неловкость остается. Ну и потом, мы и так весьма стабильно и крепко держим интерес слушателей. Программами, идеями, серьезным и ответственным отношением к своему делу, да и просто качеством исполнения. И в запасниках еще немало идей, и музыки еще не сыграно – ох, сколько. Вот когда все это закончится, будем писать «к 50-летию смены струны ‘ля’» или еще что-то.

Про идеи — дивертисментовский проект «В свободном переводе» сезона 2017-18 вошел в топ-10 проектов Новой сцены Александринского театра прошедшего сезона. Ты ожидал чего-то подобного?

Ну конечно нет! Я, конечно, сам нежно люблю этот наш деликатесный продукт, который нам удалось создать вместе с Новой сценой (здесь еще раз хочу поклониться всем «александринцам», кто был с нами в этом проекте. Я всегда верил в нашу синергию!), но то, что он все же получил такое признание, было неожиданностью. Ведь обычно подобные «топы» оказываются не у тех, кто как, а у тех, кто что.

???… поясни, пожалуйста.

Это я почти цитирую гениального Ивана Максимова, режиссера и художника-мультипликатора: «Автор всегда считает, что он первый все придумал. В этом главная лажа «интеллектуальной собственности». Все общее и болтается в воздухе и приватизировать этот эфир глупо… Главное как, а не что.» Вот с тех пор, как я это услышал, все творческие явления вокруг себя (и не только) я делю на что и как. Кстати, с персоналиями такой подход тоже часто справедлив. Что — это когда само событие, event, важнее, чем способ и модус его воплощения. К примеру в Санкт-Петербурге существует множество концертов, фестивалей, музыкальных марафонов и т. д., которые проходят на открытых городских площадях, на пляжах Петропавловки даже. Собирают эти как правило бесплатные для посещения ивенты огромное количество публики. В результате тысячи человек имеют возможность послушать симфонию или оперу, которую, возможно, и не слышали никогда, и не услышали бы из-за высоких цен на билеты в концертный зал или оперный театр. И если начать вдруг критиковать исполнение — зачем? Получится как в старом анекдоте: да, но не Ойстрах. Нужна ли критика и оценка такого события с позиции как? Совершенно не нужна. То, что самим исполнителям хорошо бы всегда критически относиться к тому, что они производят, это вопрос другой, и сейчас не об этом. Так вот именно такие что и попадают в различные топы, хотя бы из-за своей массовости.

Как — критерий в академическом искусстве уходящий, но, к счастью, уходящий медленнее, чем мог бы. Пришедшая из поп-культуры в культуру классическую доминанта понятия что почти уничтожила такие, к примеру, явления, как желание послушать различные интерпретации одного и того же сочинения. Ну в самом деле, если я услышал условную Billy Jean у условного Майкла Джексона, мне просто не придет в голову идея вроде: а дай-ка я сравню теперь еще с чьим-нибудь исполнением. Для того, чтобы понять, что интересно было бы иначе, интересно было бы понять как, требуется подготовка. Не в смысле образование, хотя и это тоже, — требуется определенная ментальная зрелость. У одного моего итальянского знакомого, большого любителя музыки, дома огромная коллекция записей обожаемых им симфоний Малера, где-то под два десятка полных комплектов, и он слушает их все, слышит разницу, анализирует… Стремительно уходящая нынче практика, типа «а я уже слышал эту симфонию».

А сам ты что или как?

Я принадлежу к тому поколению (боюсь, не последнему ли!), которое воспитывали на приоритете того, как. При этом, разумеется, ничуть не умалялось значение того, что, но передо мной всегда вопрос интерпретации ставился первым. Кстати, название проекта, отчасти, появилось из одного из смыслов interpretation, художественный (свободный) перевод. Отсюда уже потянулись все остальные смыслы — перекличка музыкальных эпох и эстетик внутри одной программы, сочетание музыки «хитовой» с новой или малоизвестной, вынос исполнения музыки со сцены Александринки в фойе (с шикарной, к слову, акустикой), идея пригласить Артёма Варгафтика для «перевода» языка музыкального на язык слов и т. д. И мне бесконечно приятно то, что наше «копание» в смыслах, метаданных и тонких связях стало настолько интересным и важным для питерского культурного контекста.

Будет ли проект как-то развиваться дальше? Или будет просто повтор с незначительными вариациями, типа «закрепим успех»? Или это для тебя уже отработанная идея, и возвращаться к ней не видишь смысла?

Обязательно будет развиваться, то есть уже развивается! Благодаря совместной инициативе Новой сцены Александринки и нашего бесценного концертмейстера и креативщика Лиды Коваленко, проект будет продолжен и… чем долго рассказывать, лучше просто скажу, что название у него будет «В свободном переводе / Дивергенция».

«Дивергенция» в каком смысле?

А в самом что ни есть биологическом (улыбается)! [Примечание: Диверге́нция (от средневекового лат. divergo «отклоняюсь») в биологии — расхождение признаков и свойств у первоначально близких групп организмов в ходе эволюции].

Мы же эволюционируем в процессе музицирования, мы сами, наше отношение друг к другу, наша музыка. Вот и получается потом — у одного ухо больше, у другого рука меньше.

А всё-таки

Формат останется прежним — фойе, музыка, разговор. Но в этот раз беседовать буду я сам, и не в режиме монолога, а вести диалоги с интереснейшими собеседниками — режиссером Борисом Павловичем, художником и режиссером-аниматором Иваном Максимовым, композитором, педагогом и перформером Настасьей Хрущевой и композитором Леонидом Десятниковым. Все эти люди, помимо того, что они прекрасны, умны, глубоки и т.д., являют собой яркие примеры дивергенции в профессии. Трудно дальше рассказывать о проекте без спойлеров, поэтому поверь на слово — должно быть интересно. С гордостью могу сообщить, что все мои предполагаемые выдающиеся собеседники уже подтвердили свое участие в проекте. Вот мы с ними и займемся всласть обсуждением того, как. Тут они все абсолютные и непревзойденные виртуозы. Музыкальную часть мы тоже подобрали тщательно, много редкостей и премьер.

У нас все проекты будут эволюционировать, и «демократичные», и «эстетские».

Что для тебя «эволюция» применительно к академическому музыкальному коллективу с такой прочной академической петербургской традицией? Что и как мы услышим в следующем сезоне?

Будет много питерских премьер, в том числе сочинений, написанных специально для нас, для Дивертисмента. Будут встречи с интересными людьми, на сцене и вне неё, будут новые солисты.

Наконец, собрали в отдельный проект наши эксперименты с мастером художественного слова Василием Соловьевым-Седым-младшим: в зале Капеллы им. Глинки представляем новый для нас абонемент «Сказки для взрослых», цикл из пяти музыкальных спектаклей. Обязательно продолжим наш детский «Дивертисмент-Экспресс» в Доме Кочневой, который начнется по традиции только в октябре, но к апрелю уже был раскуплен весь комплект абонементов. За несколько появлений в большом филармоническом зале сыграем сочинения от Времен Года Вивальди и Десятникова до музыки Пярта и саундтрека к фильму Хичкока. И конечно, наш традиционный именной абонемент в малом зале филармонии — в этом году он называется «Di-Версии»: мы представим музыкальные версии общечеловеческих понятий и категорий, таких, как война, жизнь, смерть, любовь, красота. Дивергенция продолжается — оставаясь истинно петербургским традиционным коллективом, мы приобретаем очень заметные отличительные черты. Эволюция для меня — не топтаться на месте. Должно быть каждую минуту интересно жить.

оригинал статьи здесь